Вы находитесь на сайте группы "Адо"
       

  
главная
афиша
магазин
контакты
  
история
музыканты
дискография
l'espace d'Andrei
press
photo
audio
video
promo
    
   

L'espace d'Andrei Gorokhov

Bob Dylan in Montreux (8.07.2001)

Montreux Jazz Festival
Auditorium Stravinski

Фото: adomusic.ru, журнал 2М

Tony Garnier - bass
Larry Campbell - guit
David Kemper - dr
Charlie Sexton - guit

"absolutely no photos allowed"



Третий раз промахиваться мимо Дилана я не имел права, тем более с пятью билетами на руках. В прошлом году я опоздал на цюрихскую часть его евротура, потом на парижскую. В этот раз информация о его новом евротуре поступила на официальный сайт Дилана (www.bobdylan.com) с драматичным для советского человека опозданием. Драматичным потому, что организовывать такие путешествия для визовозависимого гражданина (а в Европе, похоже, только нас за таких и держат) за короткий срок очень сложно. Тем более, в неШенгенскую Швейцарию.

Пришлось париться с новым приглашением, а также изобретать, что мне нужно представить в посольстве, чтобы меня впустили еще на месячишко (срок пребывания по закону был уже мною перекрыт). Почему столько внимания этим евродеталям? Легко объясню.

Я убежден, что Боб Дилан в Россию больше никогда не приедет. И поймать этого, уже очень немолодого, и не очень здорового человека, можно только в относительно доступной Европе. С Советским Союзом Дилана связывают как минимум два неприятных воспоминания. Первое относится к 1985 году, второе - к году 88-му. О первой лаже мне рассказывал А.А.Вознесенский, который Дилана тогда и пригласил в Москву.

Итак, самые знаменитые и самые одиозные советские поэты Евтушенко и Вознесенский задумали организовать ни много ни мало, а Вечер Мировой Поэзии в хоккейных Лужниках. Им это удалось. Я не помню других имен, но американцы Боб Дилан и Аллен Гинзберг приехали. Фантастическое достижение по тем временам, ведь Горбачев был у власти всего пару месяцев, а подготовка такого мероприятия требует куда больше времени.

Также необходимо сказать, что это было накануне Фестиваля Молодежи и Студентов. Я сам был тогда студентом и хорошо помню это лето. Впрочем, вечер поэтов с фестивалем формально не был связан. Не знаю, что послужило конкретной причиной (их может быть много), но реклама была несексуальная - какие-то поэты, пусть и заграничные... Вознесенский говорит, что если бы все имена были на афише, и вообще были афиши, то народ бы ломился. Конечно, он прав.

Но зал был заполнен в лучшем случае наполовину, что для амбициозных Евтушенко и Вознесенского уже было провалом. Да и публику подвозили на автобусах, особую. Кто это был? Комсомольский и молодой партийный актив? Может быть. Как сейчас проверить? Да и что, среди актива меломанов не было? Наоборот, много было (меня самого в 10-м классе в комсорги для смеху выбрали).

Дилан выходит на сцену (без сопровождения, с одной гитарой) и сразу обламывается - явный недобор зрителей. Он к этому не привык, но начинает петь. Реакция слабая, Дилан и к этому не привык. Попробовал спеть что-то хрестоматийное - "Blowin'In The Wind ", может быть. Стало чуть потеплее. Но ненадолго. Он в отместку затягивает что-то очень новое (а в те годы он писал довольно нудные песни) и не сыграв даже получаса, уходит.

Уходит с обидой и со слезами. Вознесенскому стыдно, он увозит его к себе в Переделкино и отпаивает чаем. Собственно это все. Такого человека вытащили в Москву, а принять адекватно не смогли.

Кстати, у Дилана была еще одна причина приехать в Союз. Он хотел увидеть Одессу - родину своей бабушки. Не знаю, попал ли он в Одессу (Андрей Андреевич его не сопровождал), но в Грузии он побывал. И даже сыграл полулегальный концерт. В Грузии его принимал поэт Нонейшвили, кажется, Иосиф. Там было все в порядке, после концерта фэны подняли машину, не на шутку испугав Дилана. Но общую картину это не меняет.

Вторая лажа очень скучная. В 88-ом было объявлено о концертах Дилана в Петербурге, но они были отменены из-за плохой продажи билетов. Так что, может быть, и не в партийно-комсомольском активе дело? Или кто-то тогда решил пять раз сходить на "Пинк Флойд", а потом еще пять раз на "Юрай Хип". Имена в СССР более известные. Несколько лет спустя Наиль Кадыров (музыкант групп "Почта", "Зоопарк", "Оазис Ю", "Трилистник") сказал мне, что он тогда купил за пять рублей билет в СКК и не стал его сдавать после отмены дилановского выступления.

Джаз-фестиваль в Монтрё - один из самых престижных в Европе (а может, и в мире), очень старый, постепенно вытесняющий джаз из хедлайнеров (и в самом деле, какое отношение к джазу имеют те же Дилан и Янг, Ван Моррисон, Аланис Моррисет, Стинг, Билл Уаймен, Брайан Мэй, Пейдж и Плант, молодой Бек, старый Джефф Бек, Патти Смит, да и Пако де Люсия с Би Би Кингом тоже к джазу за уши притянуты). Короче говоря, важна вывеска , брэнд, а с этим у фестиваля все в порядке. Да и джазу все еще навалом - и на открытых площадках, и в барах, и на большой сцене, конечно. Почти все вышеперечисленные артисты имели сольники (минимум двухчасовые), другие же приехали спецгостями. Но меня интересовал БОБ ДИЛАН.

Набережная кишела народом, метрах в пятидесяти повыше было спокойнее, там и был главный вход в огромный " Centre De Congres", где распологались несколько залов, баров, магазинов и т.д. Вход в Стравински-Аудиториум был на самом верху. Зал по своему устройству напоминает нашу Горбушку (только меньше), или рязанский клуб "Планетарий". Ограниченное (200-300) количество сидячих мест на балконе, и несколько тысяч (3-4) стоячих зрителей внизу.

Впрочем, на классических концертах кресла и там ставят. Не очень большая сцена, с отличным светом, но без излишеств в оформлении. Объёмное круглое фойе с титульным пивом "Heinеken ". В общем, большой музыкальный клуб. Мне подсказали, что надо заранее тусануться в зал и застолбить место. В результате я оказался в десяти метрах от артистов, под правым порталом. Звук, тем не менее, был очень четким. Дилан выглядел лучше, чем я думал. А голос звучал ярко, выпукло.

Сначала был акустический блок. Контрабас, три гитары, щетки у барабанщика. Обычный кантри-рок. Третья песня была "It's all over now". Дилан был одет в мешковатый темно-серый костюм, с лентой-галстуком. Вообще он был похож на себя в MTV Unplugged 95-года, только без темных очков. Басист оттуда же, но в отличие от концерта Unplugged, в Монтрё он не разу не воспользовался смычком (когда использовал контрабас), хотя смычок торчал из ножен.

Вообще басист (Tony Garnier) играл отменно - гибко и с атакой. Без всякого джаза. Когда поменяли инструменты, все зазвучало тяжелее и неряшлевее (звук меняли часто - через каждые 3-4 песни). В электрических блоках были "Highway 61 " , " Rainy Day Woman ", " Like A Rolling Stone ", и его последний хит "Things Have Changed ".

Электрические версии на скорую руку я кое-как узнавал, но в акустике соображал только когда слышал знакомые строчки текста. Относительно близко к оригиналу была исполнена "Knockin'On Heaven's Door ", "Blowin' In The Wind " же я узнал лишь по припеву. Более половины песен (из двадцати) я идентифицировал, что мне позволило согласиться с мнением местной газеты, которая вынесла в подзаголовки - "Дилан играл The Best Of".

Оба гитариста (один помоложе) соло почти не играли, оставив это Дилану. Тот что-то наигрывал, но внятности, конечно, не было. В сущности тот же полуаккомпанемент, что делали и другие. Гитарист постарше иногда играл на педал-стил, но опять же почти подклад. Да и навряд ли яркие соло-партии что-то добавили бы к звучанию. Шарашило и без них. И все же соло состоялось, я говорю о гармошке, к которой Дилан прикладывался раз шесть, откладывая, однако, гитару.

Важный для меня момент. Не могу не поделиться. Сравнения немного инфантильны, но куда ж от них деться провинциалу. Люди постарше меня поймут. Конечно, и до Дилана я видел западных суперзвезд. Но они были отгорожены такой стеной легендарности, что говорить собственно о музыке не приходилось. Я не помню ни одной песни с московского концерта упоминавшихся "Пинк Флойд". В памяти остались только летающая свинья, океаны звучаний и маленькие фигурки музыкантов, копошащихся у противоположных ворот (дело было в "Олимпийском" 12 лет назад). Хотя играли они тот же свой "The Best Of".

Я ненавижу стадионные концерты, но в данном случае виноват не стадион. И пинкфлойдовцы не виноваты. Я тоже не виноват. Что будет, если двадцать лет молиться на плохие фотокопии, а потом впервые увидеть оригинальное изображение? Как метко заметил Андрей Макаревич, когда попал в Лондоне на Abbey Road, может быть плохо с сердцем. Тут уж не до музыки. Конечно, идут годы. Мы сами стареем быстрее, чем звезды, которых любим. Но Дилан - особый случай, даже сейчас, в свои тридцать семь, я боялся его не разглядеть в десяти шагах. Дилан помог мне, пяти минут хватило, чтобы я пришел в себя и увидел то, что должен был увидеть - хорошую американскую группу.

Надо заметить, что в Европе 60-летие артиста было освещено очень прилично. Я, например, записал с телевизора огромную программу о Дилане. Даже не программу, а целый телевизионный вечер, который шел несколько часов под названием "Тема. Боб Дилан". Конечно, с немецко-французским уклоном - Боб Дилан с Джонни Холидеем, Нана Мускури поет песни Боба Дилана (очень глупо), воспоминания местных роуд-менеджеров и т.д. Общий смысл всех публикаций и передач - СПАСИБО, БОБ!


Несмотря на то, что Монтрё - франкоязычный город, на концерте я чаще слышал немецкую речь. Состав публики - средний возраст и выше. Это в основном. Конечно, были совсем молодые, я даже видел одного младенца на руках худосочной мамаши - в принципе, такие семейные походы в традициях хиппи. Тем более, что в комфортабельной и практически безопасной Швейцарии эти традиции соблюдать просто и приятно. Они сели на полу в партере (так столбились места), перед музыкальном пультом, минут за пятьдесят до начала. Короче были все, кроме тинейджеров.

Ну да разве это беда? Конечно, в толчее партера было душновато и все были красные, но довольные. Дилан со зрителями не общался, но один раз спросил, что они хотят услышать. Один кекс заказал "Lay Lady Lay", Дилан заказ игнорировал, но, возможно, просто не расслышал.

Заметно было, что этот концерт - часть большого тура. И по подготовке, и по поведению артистов - композиционно развернутые песни (это когда никто не знает, когда заканчивать) заканчивали по кивку солиста. Все это формальности. Дилан играет как ему хочется и как он чуствует - группа и публика его прекрасно понимают. Вообще, группа выглядит, как его многолетний состав, хотя это не так.

Мне, конечно, хотелось бы увидеть гитариста Смита - аккуратного и стильного музыканта, отлично организовавшего знаменитое шоу "Bob Dylan - The 30th Anniversary Concert Celebration " в 1992 году. Но он, к сожалению, с Диланом сейчас не работает. Через час с небольшим Дилан представил музыкантов и группа покинула сцену. Было ясно (по выключенному в зале свету, по спокойствию на сцене, по довольной публике), что это не финал.

Через несколько минут они вернулись и спели мою любимую "Absolutely Sweet Marie ", потом пели еще около часа. Эта пауза - единственно нелогичный момент концерта. Зато коду они развинтили как следует - хит за хитом, все по-столичному. Мне уже страшно стало - настолько все мои ожидания оправдались. Концерт по моим заявкам.

Кстати, в прошлом году один из сыновей Дилана Джейкоб выпустил со своей группой " Wallflowers " (так называют стеснительных девок, трущихся на танцульках около стены) очередной блестящий альбом. Странно, что русское и европейское MTV очень мало используют видео Джейкоба, он очень красив (фактурен) и современно звучит (форматен). У него мощный уверенный голос, хорошие мелодии и многословные тексты. Сам он говорит, что музыкально мало похож на отца, больше - на Тома Петти, только жестче. Может, это и к лучшему. Да и по валу от отца он сильно отстает - только две пластинки. Вернее три, но первая (92-го, кажется, года) прошла незамеченной. Парень не частит, работает на совесть.

Но совсем ненадолго вернемся к отцу. Лучшая газета романской Швейцарии " Le Temps " сделала небольшой репортаж по горячим следам концерта. Газета также отметила сдержанность Дилана, а изменённые аранжировки классических песен увязала с возрастными изменениями голоса. Дилан любит удивлять, но в данном случае, это мера вынужденная. Я склонен согласиться с газетой, уж больно обаятельный у неё редактор, некто Эрик Хёсли. Он здорово говорит по-русски, кстати. Я видел его по НТВ, когда он из Женевы (вторая родина П.П.Бородина) комментировал очередной российско-швейцарский скандал.

Андрей Горохов для "Репортажей нелегала", 2001г.

P.S. 2006
Пару лет назад, прочитав этот материал, мне пришло письмо от Германа из Минска, который любезно предоставил playlist концерта Дилана в Монтре:

1. DUNCAN AND BRADY
2. SONG TO WOODY
3. IT'S ALL OVER NOW BABY BLUE
4. CRASH ON THE LEVEE (DOWN IN THE FLOOD)
5. BLIND WILLY McTELL
6. ABSOLUTELY SWEET MARY
7. MASTERS OF WAR
8. VISIONS OF JOANNA
9. IT AIN'T ME BABE
10. JUST LIKE TOM THUMB'S BLUES
11. DRIFTER'S ESCAPE
12. RAINY DAY WOMAN # 12 & 35
13. THINGS HAVE CHANGED
14. LIKE A ROLLING STONE
15. IF DOGS RUN FREE
16. ALL ALONG THE WATCHTOWER
17. KNOCKIN' ON HEAVEN'S DOOR
18. HIGHWAY 61 REVISITED
19. BLOWIN' IN THE WIND
20. CAT'S IN THE WELL



P.P.S. 2006
Любопытные фрагменты из биографической книги BOB DYLAN - CHRONICLES vol.1, немного развивающие тему пребывания Дилана в СССР. Перевод владивостокского журналиста Максима Немцова:

...ТАМ БЫЛА КНИГА ГРАФА ТОЛСТОГО, ЧЬЕ ПОМЕСТЬЕ Я ПОСЕТИЛ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ - В НЕМ ЖИЛА ЕГО СЕМЬЯ И ТАМ ОН ЖЕ ОН ОБУЧАЛ КРЕСТЬЯН. ОНО РАСПОЛОЖЕНО ПОД МОСКВОЙ, И ТАМ В КОНЦЕ ЖИЗНИ ОН ОТРЕКСЯ ОТ ВСЕГО НАПИСАННОГО, А ТАКЖЕ ОТВЕРГ ВСЕ РАЗНОВИДНОСТИ ВОЙНЫ. ЕМУ БЫЛО 82 ГОДА, И ОДНАЖДЫ ОН НАПИСАЛ СЕМЬЕ ЗАПИСКУ, ЧТОБЫ ЕГО ВСЕ ОСТАВИЛИ В ПОКОЕ. УШЕЛ В ЗАСНЕЖЕННЫЕ ЛЕСА, И ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ЕГО НАШЛИ - ОН УМЕР ОТ ПНЕВМОНИИ. ГИД ДАЛ МНЕ ПОКАТАТЬСЯ НА ЕГО ВЕЛОСИПЕДЕ...

...РАБОТАЛА БАБУШКА ШВЕЕЙ, И БЫЛА У НЕЕ ТОЛЬКО ОДНА НОГА... СМУГЛАЯ ОНА БЫЛА ДАМА, КУРИЛА ТРУБКУ... В ГОЛОСЕ МОЕЙ БАБУШКИ ЗВУЧАЛ ПРИЗРАЧНЫЙ АКЦЕНТ, А ЛИЦО - ПОСТОЯННО КАК БЫ В ОТЧАЯНИИ. ЖИЗНЬ У НЕЕ БЫЛА НЕЛЕГКАЯ. ОНА ПРИЕХАЛА В АМЕРИКУ ИЗ ОДЕССЫ, МОРСКОГО ПОРТА НА ЮГЕ РОССИИ... НО РОДИЛАСЬ ОНА В ТУРЦИИ, ПРИПЛЫЛА ИЗ ТРАПЕРЗУНДА, ТОЖЕ ПОРТА НА ДРУГОМ БЕРЕГУ ЧЕРНОГО МОРЯ. СЕМЬЯ ЕЕ ИЗ КАГИЗМАНА, ТУРЕЦКОТО ГОРОДКА НА ГРАНИЦЕ С АРМЕНИЕЙ, И ФАМИЛИЯ У НИХ БЫЛА КИРГИЗ...


P.P.P.S. 2008
В июне этого года я побывал на концерте Дилана в Питере. Небольшой, но наблюдательный отчет можно прочитать здесь.


   



официальный сайт группы Адо Все материалы сайта являются объектами авторского права. При любом использовании материалов ссылка на adomusic.ru обязательна. версия для печати


 
          AndreyDenisyk (ThisNight) ThisNight8k.com